Детские игрыИмя: Анна Возраст: 30 лет Вопрос: Ответ психолога: Анна, здравствуйте. Ваш вопрос очень интересный, давайте попробуем разобраться. Вот, что я думаю, исходя из предоставленной Вами информации: Во-первых, нужно внимательно понаблюдать за настроением Вашей дочери большую часть времени. Жизнерадостна она или подавлена? Разговорчива или замкнута? Кроме того, отметьте для себя любую агрессию ребенка относительно одногодок или родственником. Удается ли ей постоять за себя? Наблюдаются ли попытки решить конфликтную ситуацию без проявления агрессии (например, поменяться, попросить, поделиться) или сразу начинаются капризы и драки? Если ребенок отдает предпочтение силе в решении конфликтных ситуаций, то это сигнал, который говорит об эмоциональном напряжении и лишней агрессии (которая может не напрямую проявляться в описанных Вами играх с куклами), либо о неумении девочки решать конфликтные ситуации без агрессии. В обоих случаях личная консультация психолога принесла бы Вам и Вашему ребенку много пользы. Во-вторых, если ребенок интеллектуально развит и подвижен, а его непоседливость (вполне нормальная для такого возраста) ставится ему в вину (кем-то из близких взрослых: родителями, воспитателями детского сада, бабушками и т.п.), то это вполне может вызвать у ребенка чувство стыда (вполне возможное в 4 года). В то же время механизмы самоконтроля у детей этого возраста еще недостаточно сложились и созрели. Выходит, что ребенок испытывает стыд, но исправить ничего не может, так как не готов к этому физически. Если причина в этом, то желание не выходить за рамки требований девочка напрямую переносит в свои игры. Если плотно упаковать или связать игрушки, они не смогут нашалить и разгневать кого-то. Того же хочет и ребенок. В такой ситуации необходимо ограничить требования взрослых, соотнося их в дальнейшем с возможностями ребенка. Полезно так же способствовать самостоятельности и произвольности ребенка (доверять девочке исполнения каких-либо бытовых дел, например, поливка цветов, сервировка стола, вытирание пыли во время уборки и т.п.). Так Вы укрепите в ребенке уверенность, что он способен контролировать себя, когда в этом есть необходимость. В-третьих, девочка могла увидеть и позаимствовать где-то похожий сюжет игры (например, по телевизору, в сказке, в детском саду). Если дело обстоит именно так, скоро такие игры сами собой прекратятся. Вы можете сами скорректировать сюжет, например, предложите дочери спасти, пожалеть, вылечить игрушки. Важно, чтобы Вы активно включались в игру вместе с ребенком, показывали ей пример, как спасать и жалеть. Так Вы перенесете акцент на положительные стороны сюжета (доброта, спасение, забота), а кроме того проведете время в совместных играх, которые очень важны для детей дошкольного возраста. Здесь я привела лишь некоторые возможные причины проблемы и способы ее решения. Обычно, более обширные и правильные выводы психолог сделает, лично пообщавшись с ребенком и родителями и понаблюдав за их совместными играми. Так или иначе, если Вы ощущаете тревогу и волнение продолжительное время, а этот ответ не дал Вам нужной информации, стоит прийти на личную консультацию к психологу. Всего доброго Вам и Вашей дочери. |