Для любящих родителей
Многие проблемы, которые связаны с личностными качествами (неуверенность в себе, страх, неспособность самостоятельно принимать решения), тянут свои корни из далекого детства. Это можно легко объянить тем, что родители повлияли на развивающуюся детскую психику.
Этапы становления характера ребенка
Давайте проанализируем: каким образом возникают в человеке пассивность, страх ответственности, неуверенность в себе? Для более наглядного изучения данного вопроса рассмотрим периодизацию Э.Эриксона. У ребенка в возрасте 1-3 года, а также от 3 до 5 лет формируются важные личностные качества: целеустремленность, проявление инициативы, самостоятельность. Но все эти качества смогут сформироваться в положительном направлении и плодотворным результатом, если со стороны родителей есть поддержка. Когда со стороны ребенка есть инициатива, ни в коем случае нельзя ее подавлять.
Необходимо уметь поддержать ребенка: «Молодец!», «У тебя все получится!», «Как здорово это у тебя получается!». Важно, чтобы в семье было согласие и мир, чтобы ребенок чувствовал, что его родители любят. Как отмечал Фрейд: «Тот ребенок, который чувствует любовь матери, будет чувствовать себя непобедимым».
Нередко бывают случаи, что родители чрезмерно запрещают ребенку что-либо сделать, в ответ малыш только и слышит: «Пока не до тебя. Иди смотри мультфильмы или сам поиграй», «Опять не так сделал», «Не трогай, а то сломаешь». После этого всего, ребенок, дабы не испытывать чувства стыда, вовсе перестает проявлять инициативу. Он становится пассивным.
Следующий этап формирования качеств - от шести до одиннадцати лет. Это период, когда у ребенка начинают закладываться чувства компетентности. Основы положительного развития те же самые. Необходимо внушать ребенку, что у него все получится, поощрять даже самые малейшие достижения. Бывает, что ребенок плохо учится, со стороны учителей поступают замечания на плохое поведение. В итоге его постоянно ругают. Стыдят перед другими. У ребенка начинают формироваться чувства неполноценности. Он начинает думать, что никому не нужен. Ни в коем случае – запомните - нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми. Например, «У Кости 5 за контрольную, а у тебя 4. Ты что, хуже?». Такие сравнения просто недопустимы. Если видите, что ребенок расстроен тем, что у него что-то не получилось по сравнению с другими, подбодрите его. Скажите, что и у него неплохо все получилось, и что в следующий раз будет лучше.
И в заключеник хотелось бы сказать, что ребенка надо воспринять и любить таким, какой он есть. В конце концов, Вы его родители, и Вы его воспитали, он является результатом Вашего отражения. По-больше терпения, целеустремленности, внимания к ребенку, и у все получится!
Посещение психолога - очень ответственное занятие. Записавшись на консультацию, вы сделайте первый шаг на пути к счастью!