Дочь-подросток думает о суициде
Имя: Ирина
Город: Москва
Возраст: 40
Вопрос:
Добрый день. Моя дочь написала и показала классной руководительнице вот это стихотворение. Как мне стоит на него реагировать? Может ли оно привести к опасным последствиям?
Стояла на крыше,
Готова упасть,
Без мыслей о Всевышнем,
Не думала в ад попасть.
И помутневшим взором
Всмотрелась назад
Вспоминала упреки
Родных и знакомых...
Вся ее жизнь была как ад.
И взгляд снова в пропасть,
Ей хотелось шагнуть,
Но вспомнилось детство,
Перед глазами весь путь...
В жизни было и счастье,
Улыбки и смех...
Зачем с жизнью прощаться,
Покинув их всех?
И снова стук сердца,
И слезы в глазах,
Она четко уверена:
Все было не зря...
Пожалуйста, помогите найти ответ
Ответ психолога:
Добрый день, Ирина.
Такое стихотворение – правда, повод насторожиться. И Ваше решение обратиться за помощью – важный и верный шаг.
С одной стороны, в сюжете стихотворения мы видим хэппи-энд: героиня все-таки находит в последнюю минуту причину для жизни. Это хорошо, так как дает повод в этом случае рассчитывать на благоприятный исход: человек обладает силами, чтобы выйти из переходного возраста без лишних трудностей. С другой стороны, стоит помнить о том, что подростковый возраст является кризисным – и это крайне важно. Как и любой кризис, он требует огромного напряжения сил, ведь происходит изменение отношения к миру, к происходящему в нем и к тому, как со всем эти теперь быть. Если же этот кризис сопровождается непониманием в семье и со сверстниками (о чем тоже говорится в стихотворении), то он мог вполне послужить причиной подобного суицидального настроения.
Основываясь на прочитанном в этом стихотворении, предлагаю Вам действовать сразу в двух направлениях:
1. Ненавязчиво и бережно, с уважением к мыслям и чувствам своего ребенка попытаться выяснить, что именно задевает ее в общении с окружающими, превращая ее жизнь в «ад». Если стихотворение Вы прочитали по просьбе учительницы, а не получили лично от дочери, лучше не упоминать о нем в разговоре, чтобы не подрывать доверие к учительнице и к людям вообще. Начните разговор с искреннего выражения собственных чувств, что послужит хорошим примером для девушки, показывая ей, что говорить о чувствах – можно. Например: «Я замечаю, что у тебя сейчас нелегкий период в жизни и сильно за тебя волнуюсь…».
Далее, задумайтесь, каков Ваш вклад в данную ситуацию и чем Вы можете помочь, что изменить к лучшему. Может быть, Вам нужно искать иные способы выражения собственных чувств и мыслей, чтобы Ваша дочь не так болезненно их воспринимала. Быть может, Вам следует пообщаться с классной руководительницей, чтобы узнать, как обстоят у девушки дела в школе, как она общается со сверстниками и учителями, чем занимается на переменах.
Главная задача этого направления – понять, что не так, и поддержать ребенка.
2. Важно максимально укрепить связь, которая удерживает Вашу дочь от шага за черту. Вам показано чаще вспоминать хорошие события из прошлого, вместе моделировать хорошие события, которые произойдут в будущем, акцентировать внимание на том хорошем, что сейчас есть в ней самой и в ее жизни. По возможности обеспечьте ребенку новые впечатления (совместный поход на интересную экскурсию, в кино, исполнение чего-то давно запланированного, что все время откладывалось и т.п.). Важно дать ей почувствовать Вашу любовь, чтобы она поняла, что Вы будете ее любить, независимо от ее поступков. Чем больше положительных связей с жизнью у нее появится, тем лучше.
Естественно, в этом ответе мне приходится говорить, обобщая, так как приведенной Вами информации очень мало, а вопросов возникает слишком много. Не стоит исключать вероятность, что это стихотворение девушка написала с целью поддержать кого-то из подруг или же под влиянием какого-то фильма или книги. Подростки очень чувствительны и впечатлительны. Возможно, Ваша дочь мало связана с лирической героиней стихотворения. Важно понимать, были ли до этого случая иные поводы беспокоиться, в каком настроении девушка пребывала последнее время, после каких событий она написала это стихотворение и много других нюансов, которые, как правило, выясняются на личной консультации психолога.
Я, со своей стороны, готова предложить необходимую психологическую помощь Вашей дочери и Вам на личной консультации. Мы можем вместе с Вами выяснить, как именно можно оказать девушке поддержку, в которой она нуждается, и как выразить то, что беспокоит Вас. А с Ваше дочерью мы выяснили бы причины ее ощущения «ада», открыли бы новые жизненные ориентиры и связи с окружающим миром, поработали бы над повышением стрессоустойчивости, нашли бы способы, которые помогут ей в будущем самостоятельно влиять на свое настроение и управлять своими эмоциями.
С уважением, семейный и детский психолог Татьяна.