Управление с использованием коучинга
«Управлять это означает приводить к удаче других!» (Р. Хен)
Мы живем в чрезвычайно бурный для бизнеса период, нередко слышим в отношение развивающегося бизнеса фразы «поменяться или погибнуть», «в случае, если Вы не попытаетесь произвести перемены, найдутся те, кто сделает это за Вас». Размах, темп подъема и становления организаций значительно выросли. Прогрессивным фирмам необходимо развиваться и успевать в гонке за соперниками, за посетителей и место под солнцем. Продуктов при этом становится все больше и больше, похожих друг на друга и даже абсолютно одинаковых. Перемены в бизнесе обязаны происходить молниеносно, только тогда есть возможность преуспеть в гонке.
Основным свойством организации будущего, как демонстрируют исследования, будет систематическая адаптация к динамичной, изменяющейся окружающей среде. Образно говоря, организация станет напоминать хамелеона, меняющего собственный цвет в связи с переменами освещения или температуры. Как адаптирующийся механизм организация станет изменяться, опираясь на изменения во внешних условиях и справедливые требований к ней извне. Будущее каждый организации к тому же станет зависеть от возможностей и производительности труда ее работников. Тенденции во всем мире больше и больше демонстрируют потребность профессионального развития как управляющих, так и их подчиненных. В этом нам и может помочь коучинг в его наилучших проявлениях.
Понятие «coaching» в переводе с англ. значит «тренерство», а «coach» «наставлять, тренировать, вдохновлять». Впрочем, коучинг представляет собой гораздо большее, нежели просто наставничество. Вследствие этого такое определение употребляется в русском языке без перевода. Интернациональная федерация коучинга (International Coach Federation) описывает сам коучинг как «процесс профессиональных взаимоотношений, который может помочь человеку достичь экстраординарных последствий в жизни, карьере, бизнесе. При помощи коучинга клиенты углубляют свое обучение, доводят до совершенства собственные достижения и повышают качество жизни вообще».
Коучинг в организациях призван помочь руководителям высшего звена увеличить эффективность управления компанией, превратив ее в общий бизнес-организм. Работники такой организации начнут трудиться сообща, ориентируясь на результат и имея единую цель, однообразное видение будущего и осознание стратегии своей фирмы, а не только своих прямых обязанностей в ней.
Коучинг как стиль маркетинга представляет собой взаимодействие между управляющим и подчиненными, которое приводит к солидному увеличению производительности и результативности работы, мотивации работника, увеличению индивидуальной ответственности.
Сущность управления в стиле «коучинг» заключается в том, что на замену инструкциям и задачам приходят грамотные вопросы. Менеджер, вместо того чтоб показывать и рассказывать, сам задает вопросы.
Вопросы коуча-руководителя, выглядят так:
- Насколько эта задача действительно выполнима для данного конкретного подчиненного?
- Как соотносится данное задание с иными поставленными задачами?
- При помощи каких способов и приемов человек собирается достичь данного результата?
- Есть ли у подчиненного познания и умения, нужные для применения в работе этих способов и методов?».
Коуч-руководитель при этом делает следующее. Он выявляет, адекватно ли его подчиненный понимает задачу. Вовлекает его в решение данной проблемы, обозначает план действий. Воодушевляет собственного подчиненного на достижение необходимого компании эффекта. Подводит его к тому, что он принимает полученную задачу как свою личную. Эффективно осуществляет контроль работы подчиненного.
Этот стиль управления отступает от директивных методов, коуч-руководитель обязан иметь адекватное представление о степени готовности человека к исполнению конкретной задачи — о наличии у последнего желания и квалификации. Менеджер-коуч, ежели он на самом деле желает помогать другим мастерски совершенствоваться, обязан спрашивать, а не только раздавать свои указания.
Фирмой Fortune 500 проводилось исследование воздействия коучинга на бизнес-процессы. Оказывается, что коучинг позволяет более чем в 5 раз окупать издержки на вложенный капитал.
На данный момент этот стиль управления применяют 500 успешных фирм, в том числе IBM, Marriott Internatio